Лифты уже несколько десятков лет считаются самым комфортными устройствами для подъема людей на любой этаж высокоэтажного строения. Ещё в 1995 году самый быстрый лифт поднимался со скоростью 25 км/час. Может показаться, что это не так много, однако в то время каждый хотел воспользоваться лифтом, потому, что это существенно сокращало время перемещения между этажами.
На сегодняшний день лифты установлены практически в любом здании. Устанавливают их не только в жилых многоэтажных домах, но и в торговых центрах и других зданиях. Лифты используют не только для подъема людей на необходимый этаж: существуют также грузовые лифты, которые готовы поднимать большой груз на любую высоту всего лишь за считанные секунды, без каких-то усилий со стороны человека.
Чем скоростные лифты отличаются от обычных?
Несмотря на то, что согласно статистике, каждые три дня лифты перевозят количество пассажиров равное населению Земли, поездка на скоростном лифте отнюдь не рядовая ситуация. По техническому регламенту об устройстве лифтов, по критерию скорости, они подразделяются на:
- лифты тихоходные (до 1 метров в секунду);
- лифты быстроходные (от 1 до 2 метров в секунду);
- лифты скоростные (от 2 до 4 метров в секунду);
- лифты высокоскоростные (свыше 4 метров в секунду).
Как правило, в обычных многоэтажных жилых домах устанавливаются лифты первой или, максимум, второй категории, потому как, во-первых, их конструкция, значительно проще, а, следовательно, дешевле, а, во-вторых, они безопаснее для пассажиров. Скоростные и высокоскоростные лифты устанавливаются чаще всего в крупных многоэтажных бизнес-центрах, где лифтом ежеминутно пользуются десятки человек, или в элитных жилых домах.С технической точки зрения, скоростные и высокоскоростные лифты совершеннее и мощнее обычных тихоходных подъёмников. Они оснащаются модернизированными безредукторными лебёдками, которые даже по весу превосходят лебёдки обычных подъёмников. Так, например, вес некоторых из них может превышать 18 тонн. При этом тяга таких моторов может быть свыше 70 тонн. Модернизированная безредукторная лебёдка может обеспечивать более плавное и мягкое передвижение кабины без вибраций. При этом, чем выше скорость, тем больше, разумеется, проблем с вибрацией. К тому же в силу того, что высокоскоростные лифты – удел небоскрёбов, которые в свою очередь также имеют немалый уровень вибраций из-за их высоты, инженерам приходится учитывать и это. Поэтому высокоскоростные лифты оснащаются более мощными системами подавления вибрации, которые призваны следить за равномерным распределением нагрузки на специальные особо прочные тросы, которыми оборудованы кабины. Конструкции быстроходных элеваторов осложняются ещё и тем, что системы разгона в них устроены особым образом – набирает высоту лифт довольно быстро, но при этом плавно. В связи с этим, такие лифты оснащены особыми системами подавления воздуха в шахте, для обеспечения меньшего сопротивления.
Скоростные и высокоскоростные лифты в силу высокого потребления энергии, оснащаются также особыми устройствами – рециклическими инвекторами, которые позволяют вторично использовать энергию. Кстати, для сохранения энергии, увеличения скорости, а также для обеспечения более плавного хода лифта, форма кабины делается обтекаемой, без резких углов.Однако, скоростные лифты обладают рядом «побочных эффектов», так, в некоторых из них человеку может стать плохо – закружиться голова, затошнить, заложить уши. Это происходит из-за существенных перепадов давления, особенно в тех случаях, когда подъёмник довольно быстро набирает скорость. Однако в нескольких небоскрёбах мира сегодня установлены лифты-рекордсмены, которые могут работать на «немыслимых» для обычного лифта скоростях, при этом с максимальным комфортом для пассажиров. Самые популярные из них находятся в Тайвани, в одном из самых высоких зданий «Taipei 101» высотой 509 метров. Лифты там могут подниматься на высоту со скоростью почти в 17 метров в секунду. Они оборудованы специальными системами стабилизации воздуха внутри самой кабины, так что с точки зрения самочувствия, пассажиры даже не замечают, как перемещаются на 80 этажей вверх и вниз всего за несколько секунд.
Высокоскоростные лифты обеспечены также сверхнадёжными системами торможения. В этих подъёмниках предусмотрены не простые ловители, которые останавливают лифт по «требованию» ограничителей скорости, а кремниево-азотные тормозные устройства или особые двойные системы тормозов, которые могут «поймать» кабину, и выдержать при этом высокие тепловые нагрузки. К тому же, удар от падения сведён к минимуму, так что пассажиры не ощущают серьёзного дискомфорта при поломке лифта. Кроме того, как правило, такие подъёмники оснащены интеллектуальными системами контроля скорости движения, так что их внезапное падение и выход из строя практически невозможен.
Все эти новейшие технологии дают возможность человеку взлетать на высоту в несколько сотен метров, с невероятной скоростью и при этом вы не будете испытывать ни малейшего дискомфорта.