Первые прототипы: игрушка королей и помощник шахтеров.
Панорама современного города, как и само слово «урбанизация», в XXI веке ассоциируется с многоэтажными зданиями-гигантами: теперь вместо готических соборов небо пронзают головокружительные башни из стекла и бетона.
Все началось с изобретения небольшой, размером с кладовку или ванную комнату, кабины, позволяющей перемещать людей и грузы на десятки метров вверх и вниз по вертикали. До появления лифтов возможность человека поднимать грузы и перемещаться по вертикали самому была ограничена высотой пяти-семи этажей. Именно таким представляется облик старинных городов, где зачастую крест на шпиле местного собора да башня ратуши были двумя самыми высокими точками. Так возникала потребность в подъемниках, в первую очередь, у строителей и шахтеров, которым требовалось перемещать тяжелые грузы. А еще это изобретение нашло применение в королевских дворцах и замках аристократов, обитателям которых их высокое достоинство не позволяло подниматься пешком по лестнице, подобно простым смертным. Считается, что первый подъемник сконструировал в III веке до нашей эры Архимед, также есть данные о существовании аналогичных конструкций в Египте при строительстве знаменитых пирамид. Пользовался «лифтом» и римский император Нерон. Правда, у этой конструкции не было ничего общего с сегодняшним лифтом, особенно в плане легкости эксплуатации: древнеримские подъемники приводились в движение вручную, усилиями рабов и домашних животных. После заката Римской империи и с наступлением сумрачной эры Средневековья развитие подъемной техники остановилось почти на полтора тысячелетия. Подъемные механизмы продолжали строить, так или иначе укреплять и модифицировать, но суть оставалась прежней – для их работы требовалась мускульная сила, а подъёмные возможности ограничивались в лучшем случае парой десятков метров. Устройства так называемых «летающих кресел» и паровых машин на полшага приблизились к конструкции настоящих лифтов.
Во второй половине XVII века нежелание королевских особ подыматься пешком высокими лестницами заявило о себе появлением «летающих кресел» в парижском Версале в 1743 году и санктпетербургском Зимнем дворце в 1795-ом.
Экскурсоводы очень любят историю связи Людовика XV и его официальной фаворитки мадам де Помпадур. В Версале в её распоряжение были предоставлены несколько комнат, расположенных прямо над королевскими покоями и соединённых с ними потайным лифтом, чтобы влюбленный король мог незаметно проникать к своей фаворитке, забавно, что «секретный» лифт приводили в движение полтора десятка слуг.
Екатерина II, чьи придворные целыми днями катались на винтовом лифте Кулибина, тоже не была любительницей физических нагрузок, тем более что для подъема таких конструкций требовалось всего двое рабочих, а не пятнадцать. К началу XIX века люди научились использовать силу пара и стали применять ее повсеместно. Это дало толчок Промышленной революции – не остались без внимания и подъемные технологии. Паровые подъемные машины начали использовать для работы в шахтах, увеличив тем самым производительность и облегчив тяжелый труд. До установки лифтов в жилые дома оставалось еще несколько десятилетий: подъемники на пару требовали непрерывной работы и при этом страшно шумели. Даже изобретение гидравлического подъемника в 1823 году не вывело лифты за пределы заводов, доков и шахт: оно не решало главной проблемы – безопасности.